Мы не находим в Священном Писании осуждения смертной казни. Во времена Христа Спасителя смертная казнь существовала и в Римском государстве, и среди иудеев. Больше того, сам Господь стал жертвой именно такого рода казни. Он был казнен, но нигде и никогда Спаситель не выступает против самого установления смертной казни. Но все Его учение, все то, о чем Он говорил, свидетельствует о необходимости смягчения человеческих нравов, сохранения жизни. Вот почему Церковь никогда не выступала в истории против смертной казни как таковой, но всегда работала на практическую отмену смертной казни. Для того чтобы была возможность воздействовать на преступника и попытаться спасти его душу.
Вот я зачитаю вам выдержку из Основ социальной концепции. «Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике, помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственной власти. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или не применении смертной казни должен решаться обществом свободно с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной системы, а наипаче охраны жизни благонамеренных членов общества». И мы знаем, что во многих, так называемых демократических государствах институт смертной казни существует до сих пор.
Вот почему вопрос об отмене смертной казни требует непременно достаточно высокого уровня общественного согласия. И мне кажется, что для России этот вопрос остается до сих пор злободневным. Общество должно все-таки определиться, считает ли оно своевременным отмену смертной казни или могут оставаться отдельные случаи применения. Этот вопрос следует обращать не к Церкви, а к государству и обществу.
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ