Каждый человек несет на себе и печать греха, и совершает грех. И потому внешние действия Церкви могут нести на себе признаки несовершенства, заблуждений и даже ошибок. Получилось так, что Церковь оказалась полностью под влиянием и контролем светской власти. Правда, эта светская власть была доброжелательной по отношению к Церкви. Церковь имела особое, привилегированное положение в обществе, но платила за это полной несвободой. Ни один епископ не мог быть назначен Синодом, все назначения совершались от имени императора, собственно, по решению обер-прокурора. Синод был не в праве оспаривать эти решения, потому что они исходили от монарха, который по положению был как бы главой Церкви. К чему это привело? А привело это вот к чему. Вся общественная деятельность Церкви контролировалась властью, а значит и направлялась властью. Ну, а если власть ошибается, если она принимает решения вредные для духовной жизни народа, опасные для государства? Ведь задача Церкви заключается в том, чтобы сказать свое пророческое слово. Сказать правду.
Это привело к тому, что в нашей стране не оказалось соответствующей духовной силы, которая бы могла ответить на вызовы тогдашнего общества. Ведь именно поэтому и интеллигенция во многом отшатнулась от Церкви, не видя в Церкви вот этой духовной силы, способной повлиять на состояние общества. Это совсем не значит, что Церковь не справлялась со своими прямыми обязанностями. Она несла слово Божие людям, она низводила благодать на наш народ, воспитывала людей в высокой системе духовных ценностей христианства. Но она была неспособной противостоять тем опасным тенденциям, которые развивались в жизни народа и это, конечно, привело к революции.
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ