Оправдание власти, а значит и государства, только в одном: если власть защищает людей, человеческое общество от зла, от силы зла. Власть и государство неспособны нашу жизнь превратить в Божье Царство. Никакой власти и никакому государству такой возможности не дано. Но власть и государство способны оградить человеческое общежитие от того, чтобы оно стало адом.
Поэтому если государство в борьбе со злом употребляет силу или, скажем, контроль – то это вполне допустимо. Например, увеличивается контроль в обществе за перемещением оружия, наркотиков. Для того чтобы ограничить террористические действия или исключить эти действия из жизни общества (страшные деяния, добавим) – это все нормально. Контроль, будь то по средствам законодательства или через органы исполнительной власти, если направлен на ограничение зла в обществе, то он допустим, приемлем и религиозно оправдан.
Вот если контроль и ограничения личности и общества осуществляется во имя скрытых целей, недекларируемых целей, если процесс непрозрачен, если предоставляется слишком много возможностей для внедрения в личную жизнь человека, то это становится опасным. Церковь настаивает на том, что каждый человек должен быть свободен. Но, естественно, у государства и общества должна быть возможность ограничить свободу личности в том случае, если эта свобода направляется ко злу, и, в первую очередь, к нанесению зла ближним.
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ